7 Ekim 2012 Pazar

Половцы.

Половцы.

Половецкое общество.

Во второй половине XII в. обозначился переход половцев к классовому обществу, то есть переход от достаточно аморфных родо-племенных объединений, готовые к ордам, характеризующимся четкой феодальной структурой и возглавляемые правителями орды, сохранившие, однако, элементы военной демократии и реликты родо-племенных отношений. Орды состояли из аилов (кошей или кочей).

К концу XI в. процесс консолидации разрозненных половецких орд, кочевавших на Донце и в Приазовье, закончился. Земли были строго распределены между несколькими ордами. В рамках же самой орды входившие в нее более мелкие подразделения наделялись ханом участками земли, обязательно включавшими в себя зимник, летник и маршрут кочевки между ними. То есть, половцы уже в последние десятилетия XI в. перешли к разделению пастбищ на определенные участки, принадлежавшие конкретным ордам, куреням и аилам, т. е. значительно большей стабильностью кочевых группировок, ограниченных в своем движении четкими пределами. В свою очередь, это позволяло четко обозначить иерархию.

Это предполагает и более важный момент: сезонные перекочевки велись внутри ордовой территории. Размеры кочевий каждой орды не превышают 70— 100 тыс. кв. км, т. е. в среднем каждое степное владение равнялось примерно одному из русских княжеств. Летние стойбища у половцев назывались айлаг, а зимние — кышлаг.

Орды прежде всего делились в ранний период на так называемые курени — соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли принадлежать (и наверняка принадлежали) нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

Мы знаем, что русские летописцы, более других европейских хронистов знакомые с половцами, уже в конце XI в. четко выделили среди них «князей» или «канов» — ханов. Ханы были, очевидно, главы орд, однако в рамках сохранявшейся родоплеменной структуры каждый хан был одновременно и главой куреня и кочевал по степи со своим родом или куренем.

В записях начала XII в. в половецких кочевьях зафиксированы летописью еще две социальные категории, стоявшие явно на самых низших ступенях кочевого общества того времени: «челядь» и «колодники». Первые, вероятно, рядовые, бедные, но свободные члены куреней; колодники же были военнопленные (домашние рабы), услугами которых пользовались кочевники евразийских степей до XIX в. включительно.

Организация набегов на Русь и более далеких походов на Византию и Болгарию требовала постоянных военных союзов ханов отдельных орд между собой. Таким образом, именно стремление к умножению своего воинского потенциала привело к образованию союзов орд — первых крупных степных объединений. Они фактически не имели никаких государственных учреждений. Тем не менее хан, выбранный главой такого объединения на съезде аристократии, обладал, видимо, очень большой властью, В основном эта власть заключалась в абсолютизации его права вести внешнюю политику союза: заключать мир, но главное, конечно, организовывать грабительские походы. Чем жестче вел свою линию хан, чем талантливее он был как политический деятель я полководец, тем сильнее была его власть над входившими в орды куренями и аилами. Таких глав русские называли «великими князьями», а половцы — каанами, т. е. ханами ханов.

На рубеже XI и XII веков большее значение, чем курени (роды в самом широком смысле), приобретают аилы – большие семьи, которые, в свою очередь, делятся на кочи или коши (кочевья). Связано это, вероятно, с коренной перестройкой половецкого общества и развитием феодальных отношений. кроме того, большую роль сыграла и постоянная война, в ходе которой широкий круг кровнородственных связей был нарушен.

Следует заметить, что это же время характеризуется и значительной нестабильностью, орды постоянно возникают и распадаются; аил в такой обстановке оказывается наиболее устойчивым объединением из возможных.


Титулатура.

Codex Cumanicus («Половецкий словарь», созданный в XII - XIV вв. европейцами в Суроже и являющийся наиболее подробным источником не только по языку половцев, но и по основным понятиям, которыми они оперировали), дает довольно подробные сведения в том числе и по титулатуре половцев с соответствиями в европейских и восточных языках.

Высший титул – хан или кан, ему соответствует в латинской колонке слов «imperator», а в персидской «шах». Хан – глава орды. Ниже хана стоит «солтан» («rex» — по-латыни). Этот титул большинству исследователей представляется поздним, возникшим в золотоордынское время, тем более что и сам Словарь многие датировали началом XIV в. Но в «Слове о полку Игореве» титул упоминается. В то же время титул – тюркский, изначально значение его было «могущественный человек». На Восток он пришел от сельджуков, следовательно, наверняка был и у гузов. Таким образом, его наличие у половцев и черных клобуков более чем вероятно. В летописях сообщается часто о пленении нескольких «лепших князей» половецких. Вероятно, под «лепшими князьями» и подразумеваются солтаны.

Ниже солтанов стоит «бег» (princep — по-латыни). Беги (беки)— главы крупных кошей. Русские называли их князьями, иногда «уньшими князьями».

Самый низший титул — «бей» («baron» на латыни).

В русских летописях, таким образом, возникают такие соответствия:

Хан именуется ханом.

Солтан – «лепший князь».

Бег – «уньший князь».

Наконец, «бей», которых на Руси именовали, по всей видимости, «добрыми мужами», а позже (в конце XII в.) появилось еще одно определение — «господчичи», также относящееся к этому титулу.

Перечисляя половецкую аристократию, летописцы упоминают «княжичей» - вероятно, детей ханов, солтанов и беков, не ставшие еще главами собственных аилов. «Княжичами именовали и юных сыновей русских князей, не получивших еще «уделов».

На низших ступенях иерархической лестницы стояли главы небольших кошей — «кощеи» (рядовые воины) и простые пастухи, которые не были «кощеями», так как для этого нужно было иметь кош — пастбища и достаточное для кочевки количество скота.

Хотя половцы – общество классовое, но, как и в эпоху военной демократии, участвовали в военных действиях все, кто мог носить оружие, даже молодые женщины. Очевидно, половцы поголовно привлекали для участия в походах всех, даже пастухов, если у них были кони.

Но большое количественно войско зачастую оказывалось слабее меньшего, но состоявшего из квалифицированных воинов.

Опытные военачальники обычно брали в поход опытных и хорошо вооруженных воинов — «кощеев», то есть глав «кочей» или кочевий. Каждый из них имел «подводного» (запасного) коня, ему прислуживал челядинец

«Поляницы», т. е. женщины-богатырши. Положение женщин в половецком обществе значительно отличалось от того же у оседлых народов. И, в отличие от русских, половецкие женщины участвовали в войске.

В былине Добрыня Никитич в «чистом поле» встретил «поляницу». Победив Добрыню, «поляница» сунула его в кожаный мешок, притороченный к седлу. Отметим, что девушка не ранила Добрыню, а «сдернула» его с седла (арканом?). Добрыня, после того как был извлечен из кожаного мешка под угрозой позорной смерти («на долонь кладу, другой (прижму и в овсяный блин да его сделаю»), согласился жениться на «полянице», и когда привез ее в Киев, то прежде всего девушку «привели в верушку крещеную». В былине «поляница» названа дочерью короля «ляховецкого» Настасьей Никуличной, однако следует помнить, что имя половцев уже давно стерлось из памяти народной, женские тюркские имена не были распространены на Руси и не попали в эпос.


^ Вид, вооружение.

В Радзивилловской летописи и на единственном дошедшем до нас рисунке-графитти, изображавшем всадника на постаменте одной из статуй, половцы держат стяги в виде узких длинных треугольных флажков. Более ни изображений, ни описаний, ни находок стягов в археологических комплексах пока неизвестно.



Вероятно, половецкая аристократия характеризуется развитым вооружением.

Известно Чингульское захоронение, несомненно, одного из великих ханов. В захоронении обнаружены позолоченный шлем с наносником и бармицей, кольчуга и несколько богатых кафтанов.

Обращает на себя внимание кафтан из византийского шелка. От византийцев половцы переняли только нашивку роскошных полос — «клавов» на рукава. Такие нашивки имели право носить византийские аристократы. Такую же роль играли они и в одежде половецкой знати: большинство женских и мужских статуй изображено с «клавами» на рукавах. Вообще, по всей видимости, половецкая знать резко выделялась роскошью своих одежд.

Ханский шлем из Чингульского кургана.

Чингульский кафтан, ханское захоронение. Шелк, золотое шитье, левый запах, подбит меховой опушкой. Ткань, золотое шитье кафтана.




Защитное вооружение знатного человека (солтана, бега, бея или кощея) включало в себя шлем, причем шлемы с личинами характерны, кольчугу со стоячим воротом , скорее всего, с протянутыми через кольца ворота кожаными ремешками (в этом случае, очевидно, шлем был без бармицы (если у кольчуги стоячий ворот, то бармица большого смысла не имеет.)).

В качестве примера можно взять комплекс из погребения у станицы Дмитровской, где был обнаружен скелет мужчины в шлеме, кольчуге, наручах и поножах, с полным комплектом наступательного вооружения: граненым наконечником копья, саблей, колчаном и луком, и с конем




Шлемов с личинами (очевидно, защита от стрел, поскольку таранный копейный бой, подобно Европе, в степи распространен не был) найдено множество, в основном все они сводятся к схожему типу: высокому сфероконусу со шпилем и глубоким вырезом под личину. Личина могла подниматься, однако в основном сдвигалась вбок.







Типология шлемов с личинами. Шлем 14 века из Торуни – переходный тип к бацинету.



Знатный половец. Рисунок О.Федорова.



О половецких щитах известно мало. Он не очень большой – 50-55 см. в диаметре, с небольшим слабовыколоченным умбоном по центру, прихваченным крест-накрест двумя металлическими полосами, к креплениям которых с обратной стороны крепились и наручные ремни и металлической оковкой по окружности.



Возможны створчатые наручи.

Несомненно, рядовые воины-половцы защитного вооружения практически не имели. В лучшем случае, у них был самый простой шлем.



Непременным атрибутом каждого половецкого воина был колчан, в котором носили до 30 стрел, и лук в налучье (композитный).

Характерная деталь – «лифчик», две круглые пластины спереди на ремешках. Археологически подтверждаются слабо.

Из клинкового вооружения отметим носившуюся, вероятно, большинством воинов саблю (у аристократии она отличалась богатством отделки), а также копье и ударное оружие (особенно распространены кистени).

Женщины-воины, видимо, использовали в первую очередь лук и стрелы. Можно предположить и наличие сабли.


Тактика.

Как показывают примеры, половецкое войско, состоявшее из опытных воинов, хорошо управлялось и представляло собой грозную в бою силу.

В 1097 году хан Боняк привел на помощь князю Давыду против Святополка Киевского и его союзников угров (венгров) 300 половецких воинов. (Давыд расплагал всего сотней). В битве у Перемышля на реке Вягре воины Давыда встали под стягом в центре, а Боняк первоначально ввел в бой только половину своих воинов, разделив их на три равных отряда по 50 человек в каждом. Вперед он послал конных лучников под командой Алтунопы, а два других отряда поставил в засаду. Далее летописец пишет: «Алтунопа же пригна к первому заступу и стреливше побегну перед угре, угре же погнаху по них, мьняху Боняка бежаща».

То есть, небольшая группа половцев атаковала передовой полк угров, обстреляла из луков, а затем пустилась в притворное бегство. Угры сломали строй и бросились преследовать небольшой отряд Алтунопы.

Затем два засадных полка Боняка (по 50 воинов) с двух сторон бросились на угров, а затем в битву, которая уже больше походила на избиение, подключены были все резервные силы половцев: «...и сбиша угров в мячь, яко сокол галице збиваеть. И побегоша угры» (ПСРЛ, II, с. 245—246).

Таким образом, небольшой, но слаженный половецкий отряд под командованием опытного полководца мог добиться значительных успехов. Причем, основным тактическим приемом половцев было заманивание врага в ловушку.

Интересна и более чем реалистичная численность полков Боняка, величайшего из половецких ханов. Вероятно, речь идет о воинах его куреня, то есть непосредственном окружении хана.

Осаждая город, половцы, по всей вероятности, обстреливали город зажженными стрелами с горящей паклей (в летописях обычно сообщается, что тот или иной городок или крепость были сожжены при взятии).

Половцами были взяты сотни пограничных городков не только на Руси, но и в Болгарии, Венгрии и Византии.

В 1096 г хан Боняк совершил набег на окрестности Киева и «пожъже» на Берестовом «двор княж». «Двор княж» - небольшая, но хорошо укрепленная усадьба. Отметим попытки применить и некое подобие баллист: хан Кончак в походе 1184 г. попытался усовершенствовать осадное искусство: «пленйти хотя грады русские и пожещи огньмь: бяше бо обрел мужа такового басурменина, иже стреляше живым огнем, бяху же у них луци тузи само-стрелнии, одва 50 мужь можешеть напрящи» (ПСРЛ, II, с. 634—635).

Становясь взрослыми, они продолжали совершенствоваться в военном деле, постоянно участвуя в охотах. Охотой, как писал Рубрук, «они добывают себе значительную часть своего пропитания» (Рубрук, с. 98). Очевидно, это была основная причина организации громадных облавных охот, как правило возглавляемых крупнейшими военачальниками, самыми влиятельными аристократами. На охоту смотрели как на поход (набег) на чужую страну. К ней готовились, на охоте вырабатывались удаль и искусство воевать, на ней выявлялись самые лихие всадники, самые зоркие стрелки, самые умелые предводители. Таким образом, второй важной функцией охоты было обучение военному делу всех — от хана до простого воина и даже его «челядинца», т. е. всех, кто участвовал в военных мероприятиях: походах, набегах, баранте и пр.


Жилье.

Кочевые поселения половцев принято именовать вежами. Скорее всего, вокруг одной, главной, юрты в круг ставились другие, которые, в свою очередь, окружались по периметру повозками. Такая организация характерна для всех степных народов – от гуннов до монголов. Представляется, что и юрты половцев отличались от юрт монгольских незначительно, эту точку зрения разделяет и С.А.Плетнева. Действительно, все народы в сходных условиях приходят примерно к одной и той же форме организации быта, архитектуре, снаряжению.

То есть, жилища половцев были круглые, с отверстием для выхода дыма сверху, из войлока, закрепленного на обрешетке. Юрты различаются по размеру, сообразно достатку владельцев. Кроме того, жилища могут разбираться и перевозиться на вьючных животных или повозках, тогда как меньшие по размеру юрты не разбираются, а в неразобранном виде перевозятся на повозках. Довольно много таких юрт-«кибиток» присутствует на иллюстрациях Радзивилловской летописи.

Отметим, что их изображения всегда присутствуют в контексте военных походов.




При развитии общества кочевников до стадии полуоседлости (к XIII веку только начинает обозначаться переход половцев к этой стадии) появляются стационарные становища, также появляются города или развиваются те, которые есть. Во всех кочевых культурах в этом случае используются стационарные юрты, в том числе и крайне значительных размеров. Довольно подробно в этом отношении исследована Хазария и Монгольская империя, но нет оснований предполагать, что у половцев дело обстояло иначе.

Ал-Гарнати сообщает, что в Саксиие жилищами служили громадные «палатки».

Возможны и постройки глинобитные или даже из камня, однако все они стремятся к тому же принципу организации пространства, что и юрты: то есть жилище однокомнатное, с лежанками вдоль стен.

Глинобитные постройки половецкого времени известны по Белой Веже - хазарскому Саркелу. На протяжении XI-XII вв. Саркел сменил много хозяев, но продолжал сохранять градостроительные традиции. Здесь оставалось неполовецкое население, Саркел – Белая Вежа стал типичным ремесленным городком степи, где среди этнически чуждого населения (в данном случае – хазар, аланов, русских) оставались на лето не имевшие возможности кочевать беднейшие члены кочевых группировок.
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Hiç yorum yok: